Расчет тягового усилия лебедки TOR CD и KCD

Принцип расчета

Если вспомнить физику еще раз, то для расчета тягового усилия лебедки формула должна выглядеть так:

требуемая тяга = масса автомобиля × (фактор трения + фактор подъема).

Здесь масса автомобиля – это его максимальный вес, с которым предполагается эксплуатация (то есть к паспортному нужно приплюсовать и багаж, и силовой обвес, да и саму лебедку). Фактор трения – величина, определяющая сопротивление движению. Фактор подъема зависит от того, вытягивается машина вверх или горизонтально вперед.

Расчет тяги лебедки, естественно, должен вестись исходя из самого пессимистичного варианта. Возьмем минимальное и максимальное значения обоих факторов для расчета.

Фактор трения

Сухой песок

Гравий

Грязь

Болото

Мокрый песок

Сухая дорога

0,18

0,2

0,32

0,52

0,22

0,15

Фактор подъема (для подъема в процентах)

5 %

10 %

20 %

30 %

50 %

70 %

0,06

0,11

0,2

0,3

0,44

0,58

Возьмем автомобиль с полной снаряженной массой 2700 кг. Тогда расчет тяги лебедки для движения по сухой горизонтальной дороге даст нам всего 405 кг, а для подъема в болоте понадобятся уже почти три тонны. Понятное дело, что, взяв расчет мощности лебедки по минимуму, в грязь заезжать не стоит.

Однако считали мы идеальный случай, не учитывающий еще одну вещь – нагрузку на сам электродвигатель. Эксплуатировать его на пределе возможностей – значит «убить» даже качественную вещь очень быстро. Поэтому расчет мощности лебедки должен учитывать еще и запас для самого мотора, а для электрооборудования его принято брать полуторным. То есть для автомобиля из примера нужно брать лебедку не на 3 тонны, а на 4 с половиной. Также учтем, что сила, с которой барабан тянет трос, максимальна на первом витке и минимальна на последнем – у барабана при намотке увеличивается диаметр, а значит, и плечо рычага, через который привод связан с тросом. Разница в тяге может доходить до 50 % в зависимости от конструкции конкретного барабана, так что для тягового усилия лебедки расчет в нашем примере окончательно даст «мощность» 6,5 тонны.

На практике же любители внедорожной езды при расчете лебедки с электрическим приводом поступают еще проще – умножают снаряженную массу автомобиля на 2–2,5. Если Вы присмотритесь к примеру выше, то обнаружите, что именно 2,5-кратное увеличение массы и дает расчетный результат по формулам. Зато в спорах с другими джиперами теперь всегда сможете обосновать, откуда эти два с половиной берутся на самом деле.